?

Log in

No account? Create an account
 
 
30 May 2009 @ 12:46 pm
В.Ф. Минорский. Курды. Петроград, 1915.  
Заметки и впечатления (с приложением карты). Петроград, 1915.
(Первый результат нашего путешествия в 1914 г.) В сокращенном виде настоящая статья была прочитана в заседании Общества русских ориенталистов 15 мая 1915 г.
(Отдельный оттиск из «Известия Министерства Иностранных дел», 1915, №3)

I. География и расселения курдов

Чтобы понять географию той части Азии, о которой у нас будет идти речь, надо запомнить два исходных пункта: Арарат и Александреттский залив.
На юг от Арарата, болеe, чем на две тысячи верст, протянулись непрерывный горы; сперва они идут прямо с севера на юг, а затем образуют ряд цепей, сворачивающих на юго-востоке к персидскому заливу. Первая часть их называется просто «турецко-персидским пограничным хребтом» и разделяет два высоких плоскогорья с известными солеными озерами Ванским и Урмийским. Вторая часть лишь своими западными ответвлениями подходит к границ Турци и Персии эти-то высокия горы и предгорья, стоящия между Иранским плоскогорьем и Месопотамской низменностью, и называются древним термином Загрос (по-видимому, греческого происхождения), неизвестным восточным народам.
От Арарата на запад тянется тот Агры-даг, который отделяет наше Закавказье от Армянского плоскогорья и в дальнейшем сливается с горными цепями этого последнего.
Если теперь перейти к Александретте, то на некотором расстоянии к северу от нее начинается Антитавр, составляющий водораздел рек Черного моря и Месопотамии. Общее направление Антитавра на cевepo-востоке: тремя разветвлениями (Северный, Средний и Южный Армянский Тавр) он, как бы , стремится в сторону Карса, Маку и Арарата1),
В долинах, прилегающих к зтим разветвлениям Антитавра, находятся главные истоки Ефрата. Они состоять из двух рек: одна — «Мурад-чай» начинается почти под Араратом в Алашкертской долине, а другая — «Кара-су» или «Фурат»2) вытекает из-под Эрзерума. Между обоими реками на плоскогорье Бин-гель находятся истоки Аракса, текущего в противоположном направлении на север. Мурад-чай и Фурат текут сперва на юго-запад, причем Мурад-чай в одном месте подходить совсем близко к истокам Тигра. Ему не удается, однако, осилить этой узкой стены, и около Харпута судьба его решена: он сливается с Кара-су, чтобы в союзе с ним составит величайшую реку Передней Азии, Ефрат (2.670 верст), который, как бы, желая впасть в Средиземное море, продолжает стремиться на юго-запад, но наталкивается на Тавр и, отраженный от него, поворачивает, на восток к Персидскому заливу.
Второй, хребет, возникающей на юго-востоке от Александретты, в сущности является продолжением северных сирийских гор. Он называется Тавром и тянется прямо на восток. Около Ванскаго озера один отрог его идет на север, а другой, опоясав озеро с юга и востока, примыкает к Персидской границе около Котура3). Этот последний отрог пускает на юг два новых ростка, которые, как гигантские лапы, охватывают бассейн верхнего Тигра, пробивающегося в юго-восточном направленни. Тигр до выхода на равнину пробегает гораздо меньше пространства, чем Ефрат, но зато, оправдывая древнее толкование своего имени, стрелой скатывается с питающих его высокихъ гор4). На левом берегу Тигра высятся горы Джуди-даг, на которых, по восточным преданиям, остановился ковчег Ноя. Но еще выше громады Джуламеркских гор, стоящих) по левому притоку Тигра, Бол. Забу5); отдельные вершины их достигают 14.000 фут6).
___________________________________
1) Северный отрог приклеивается к Соганлугу, так хорошо известному по недавным боям; южный фактически сливается с Агры-дагом; a средний (Ала-даг) примыкает к потухшему вулкану Тандурек, стоящему у самой Персидском границы, недалеко от Маку (у Аваджика).
2) Корень «Фурат» — один с простонародным, русским словом «фарт, пофартило». На семитских языках (арабский и т. д.) он означает «изобилие».
3) На Востоке Ванского озера он отделяет бассейн этого озера от верховьев Бол. Заба. (см. ниже).
4) Вавилонское «Диглат» значит собственно «высокий берег», но греки думали что это персидское слово (тигра — нов.-перс. тир, означающее «стрела».
5) Б. Заб не относится к верховьям Tигpa, а вливается в него аж в его среднем течении.
6) Б. Арарат около 17.000 ф.

Если верховья Ефрата и окрестности Ванскаго озера (Древняя Армения) и явились территорией довольно раннего распространения курдов, то все же отроги южного Тавра и гористая страна левого берега Тигра (по Бохатану, Хабуру и Бол. Забу) были, повидимому, главным очагом курдов в историческое время. Наконец, на заре истории, родину курдов надо искать еще далеe на востоке и на югъ, и этим трем восходящим ступеням во времени соответствуют три района расселения курдов: высокое плоскогорье Армении, собственный турецкий Курдистанъ и западные персидские горы.
Итак, в настоящее время курды живут широкой полосой вблизи турецко-персидской границы от городка Мендели1) до Арарата, заходя на севере в наше Закавказье. На всем армянском плоскогорье они тесно перемешаны с армянами, но параллел Эрзерума является их северной границей в Турции. На юге курды спускаются до закраины Месопотамской равнины. На западе границею считается Ефрат (или вернее Кара-су), но курды проникают глубоко и в Малую Азию, и не только занимают район к юго-востоку от Сиваса, но отдельными группами отмечаются и около Коньи и в Киликии, доходя, таким образом, почти до Средиземного моря.
В общем можно сказать, что курды и горы неразлучны; там, где начинаются равнины, курды уступают место арабам, туркам, а вокруг Ванского озера и армянам.

Примечательно к существующим административным делениям, курды занимают:
В России прилегаюющие к Арарату части Эриванской губернии, некоторые местности в Ардаганском и Кагызманском округах Карсской области и, кроме того, живут в уездах Зангезурском и Джеванширском2) Елисаветпольской губ. Эти последние курды по какой-то странной случайности не были последней переписью выделены в особую группу, а Эриванские и Карсские курды в 1910г. исчислялись в 125.000 душ, из которых было 25.000 езидийцев.
В Персии курды занимают целиком большие генерал-губернаторства Керманшах и Курдистан (иначе Сенне), окр Гяррус и части Азербайджана: 1) целый округ Соуч-булах к югу от Урмийского озера и на запад е от реки Татаву, и 2) беспрерывную полосу в 20-40 верст по турецкой границе на западе Урмии, Салмаса, Хоя н Маку3). На юге персидские курды исконное население и, быть может, занимая западную окраину страны древних мидийцев, они являются одними из их прямых наследников. И по языку, и отчасти по религии (шииты, али-аллахи) эти юго-восточные курды отличаются от главной массы своих соплеменников, хотя и сознают себя с ними одной народностью. Что касается севера Персии то, например, еще в начале нашей эры Салмас4) входил в ту пограничную и почти независимую область, которая у армян называлась Кортчея (т. е. Курдистан). Наоборот, к югу от Урмийского озера курды сравнительно поздно продвинулись так далеко; около Соуч-булаха до сих пор сохранилось немало тюркских названий мест5), а кроме того курдская летопись прямо упоминает о появлении здесь племени мукри (родственного сулеймнийскому племени бабан) лишь при династиях Черно-и Бело-баранников, т. е, около XV в. Подобные поздние переселения с запада на восток имели место неоднократно, и кое-где явственно видно, как один слой курдского покрывал другой.
___________________________________
1) К востоку от Багдада.
2) Отчасти и на Арешском и Джсбраильском уездах.
3) Ханство Аваджик — единственное место, где тюрки (племя айрумлы), к тому же, позднейшие переселенцы, прерывают сплойшную полосу курдов.
4) Адонц, Армения в эпоху Юстиниана, стр. 418.
5) От которых так отличаются курдские названия: Бежуа, Долканъ, Кани-Cеман, Гыртык-спи, 3apкеу и т. д.

Помимо перечисленных сплошных районов, в Персии есть и отдельные курдские колонии, например, в Хорасане (шадыли), к северу от Казвина (амберлю) и около Шираза (около Кялун-Абду), куда курдов переводил Надыр-шах (1736-1747) и т.д.
В Турции основные земли курдов в Мосульском вилаете, в гористой части которого они живут компактной массой. В вилаетах Ван и Битлис армяне составляют большинство 60-70% лишь вокруг Ванскаго озера на территории1) около 8.000 кв. верст; зато, как санджак Хеккяри, прилегающий к персидской границе, так и большая часть горных округов обоих вилайетов заселены по преимуществу курдами; лишь на юге Хеккяри (Джуламерк) не большим, но плотным оазисом живут аширетные несториане, составляющие до 90% и, вследствие этого, занимающее господствующее положение.
В Диарбекирском и Харпутском вилаетах курды преобладают над остальными народностями. В Диарбекирском вилайете на Тигре лежит городок Джезире в области Бохтан2), считающейся колыбелью курдской нации, откуда вышли и наиболее известные курдские движения. В Харпутском вилайете следует отметить сплоченное население округа Дерсим, лежащего в междуречье, образуемом обоими истоками Ефрата, где курды раз в 8 превышают остальное население (Линч). Курды эти говорять, однако, на наречии заза3) и исповедуют особую религию, в виду чего замечалась которая тенденция к выделению их из ряда остальныхъ курдов. Лично я думаю, что это не совсем правильно, так как все они параллельно говорят и на общекурдском языке, по быту сливаются с курдами, а религия их — али-аллахийство, к которому принадлежат и другие племена.
___________________________________
1) За вычетом водного пространства.
2) Область эта, обнимающая более широкие пределы, нежели бассейн Бохтан, есть деление административное и как выяснил М. Hartmann, и разделена между вилайетами.
3) Заза, по-видимому, лишь кличка, которую дают непонятному языку окружающие. Hаречие это, по новейшим исследованиям (О. Mann), чисто иранское и относится к, той же группе диалектов, как напр., и гуранское (см. ниже). В нем много особенностей и архаизмов. Не надо добавлять, что легенда о сходстве его с армянским языком не имеет ни каких оснований.

В Алеппском вилайете Курды уступают место арабам, но, по новейшим сведениям (консул Циммерман), в числе 125.000 душ занимают около 1.000 деревень. В Сивасском вилайете курды — меншинство (консул Савинов): их всего — тысяч 30 (казы: Кангаль, Кочхисар, Зара и Дивриг).
В Эрзерумском вилайете в его восточной части курды составляют значительное большинство относительно других националностей1).
Отдельная колония курдов имеются в Сирии, где в гор. Дамаске целый квартал заселен курдами (М. Hartmarm). В Багдаде курдов до 5.000 (Anastase Marie), но вообще в Багдадском вилайету курды лишь вкраплены в общую арабскую массу; отдельные племена 3eнгене, Дело и т. д.) живут преимущественно к востоку от дороги, ведущей изъ Багдада в Персию (Ген. консул Орлов).
Общее число турецких курдов доходит, как полагают, до 1.700.000 (Аверьяновъ). Если считать, что в Персии их около миллиона, то в общей сложности всех курдов (считая и русских подданных) может быть 21/.—3 миллионов.
Единственной до сих пор попыткой дать общую этнографическую картину расселения курдов является карта полк. Карцева, оставшаяся, по-видимому, почти неизвестной на Западе2). По техническим причинам воспроизведение ее не представляется возможным, и для иллюстрации расселения курдов в Турции мы приведем схему, приложенную к работе члена английского парламента Марка Сайкса3), лучшего практического знатока курдской этнографии, поскольку речь идет о Турции.
Большая часть доступных статистических материалов касательно численности армян, курдов и т.д. сжато сгруппированы в официальном издании Министерства Иностранных Дел «Реформы в Армении» (1915).
___________________________________
1) Ген. консул Адамов: курдов 300.000, армян 200.000, турок 210.000. В Баязидском санджаке курды в 5 разъ многочисленнее других национальностей (Линч).
2) «Заметки о курдах» в Зяписках Кавк. От. И. Р. Геогр. Общ., 1897 г.(339-368). Там же литература о курдах. На карте не совсем точны районы преобладания армян, не показаны западные колонии курдов, неверно указан район персидских ала-аллахи, и название племен (нередко искаженные в транскрипции) не точно пришлись на места, но сама по себе карта большой и не утративший своего значения труд.
3) Tlie Kurdish tribes of the Ottoman Empire, J. R. Anthrop. S., XXXVIII, 1908 г., (451—486). Труд этот безусловно заслуживает переиздания в новой обработке с привлечением всей наличной литературы о курдах. Сама система карты исключи¬тельно практическая: племена чисто географически разделены на 5 районов (крупные буквы); в пределах каждого указано цифрами место нахождения отдельных племен, а их подразделения отмечеены мелкими буквами. Для пользования картой приложен подробнейший каталог племен. В нашем Приложении карта может служить лишь указателем месть, где можно найти курдов. Hecтopиaнe обозначены крестами, но расселение армян совершенно не указано, в этом отношении карта полк. Карцева имеет все преимущества. С М.Сайк не следует смешивать его одно¬фамильца (Т. М. Sykes), Ген. Консула в Мешеде, автора книги Теп thousand miles in Persia.

II. История курдов

Происхождение курдов, или вернее их первое появление в Курдистане, — очень спорный вопрос. Классические писатели1) упоминают в связи с территорией нынешнего Курдистана ряд названий, чрезвычайно похожих на современное имя: курд, и до последнего времени было принято говорить, что курды потомки кардухов, через страну которых в 401 г. до Р. X. отступали 10 000 греков под предводительством Ксенофонта. Взгляд этот за последнее время изменился. Среди народов, к которым относятся указанные сродные имена, некоторые ученые теперь различают две группы: за одною (именно за кардухами) они отвергают арийское происхождение2), но зато считают, что, κυρτιοι жившие восточнее кардухов, были именно предками курдов. Как бы то ни было, за несколько веков до Р. X. интересующий нас народ сидел в горах Курдистана. Мы знаем, что по крайней мере по языку курды не только арийцы, но относятся и к вполне определенной иранской группе. Следовательно, родина их (или их языка) — с большой вероятностью на Востоке3). Первое возвышение арийцев относится приблизительно к началу VII века до Р. X., и можно предположить, что именно в ту эпоху, когда мидийцы со своими союзниками сокрушали Ассирию (607 до Р. X.), на запад продвинулась большая часть курдов. Для параллели следует напомнить, что ближайшие и многовековые соседи курдов — армяне, около тех же времен явились из Фригии и, заняв царство Урарту4) (народа совершенно другого происхождения), осели вокруг Ванского озера5). Таким образом, если корни армян на северо-западе, то корни курдов на востоке. Это, как бы, две противоположных волны, разбившихся у горной твердыни Тавра.
___________________________________
1) Вопрос о том, упоминается ли имя курдов в клинописных памятннках, по-видимому, не решен. Прежнее имя Кур-ти-и тепер читают Кур-хи-и. (См. Hartmann, Bohtari, II, 92).
2) Акад. Н. Я. Марр считает,, что название «кардухи» по форме своей указывает на сродство этого народа с урартийцами (называвшими себя халдами); однако, древний язык кардухов коренным образом был впоследствии заменен новым индо-европейским. См. «Еще о слове: челеби», З.В.О. ХХ, стр. 139. Об отношении кюртиев к кардухам Н.Я. Марр затрудняется высказаться.
3) Общее заселение Ирана арийцами происходило, вероятно, с востока на запад. В. В. Бертольд, Истор.-геогр. Обзор. Ирана, 1903, стр. 3, 59.
4) Урартийцев или, как теперь говорять халдов, относят к особой алародийской группе народов (хетты, митанни, наири). Ср. П. Л. Тураев, Ист. Древ. Вост., II (1914), 46 и след.
5) Впрочем, по другим теориям армяне сопоставляются и с хеттами, и с киммерийцами. См. Халатьянц, Очерк Истории Apении, 1910, 10-20.

В древне-персидской монархии курды не упоминаются отдельно: по-видимому, они входили в состав провинции Армения.
Греческие географы начала нашей эры (Страбон, Птолемей и т. д.) хорошо знали область Кордуэну (Гордиэну), один из городов которой Пинака теперь отождествляют с нынешним местечком Финик на р. Тигре1). С этой Кордуной отчасти могла совпадать и упоминавшаяся выше Кортчея армянских аршакидов, которая от Салмаса тянулась через южный Хеккяри и далее на запад к Бохтану2).
Как многообразны были судьбы этих мест, покажет следующий сухой конспект, заимствованный мною у Шармуа: юго-восточная часть центрального Курдистана подчинялась последовательно армянской династии Хайкан, зависевшей от ахеменидов; Александру Великому; армянским аршакидам; Александру, сыну Марка Антония и Клеопатры, аршакидам-воссалам то парфян, то Рима; сасанидам Ардеширу и Шапуру; римским императорам от Галерия до Иовиана; вновь сасанидам;.византийскому императору Феодосию; армянским аршакидам, зависевшим от сасанидов; опять византийцам; наконец, первым арабским завоевателям; армянским князьям Арцруни, бывшим арабскими вассалами3), и первой самостоятельной курдской династии Мерванидов, процарствовавшей с 990 до 1096 г. Вслед за тем пошел опять целый ряд восточных завоевателей: в XI в. явились сельджуки, потом курдам пришлось бороться против монголов: сперва в XIII в. против Хулагу-Хана, а потом около 400 г. против Тамерлана, которому один раз пришлось в Курдистане (под Амадией) очень плохо.
___________________________________
1) Однако, если согласиться с тeopей о различии кардухов и кюртиев, то надо принять во внимание указание Страбона (16,747), который говорит, что современные ему Гсгли7№1 (в стране которых и лежала Пинака) в старые времена назывались кардухами (Hartmann, Bohtan).
2) Ср. Адонц, Армения при Юстиниане, 418.
3) Charmoy, Cheref-nameh, I, 344-2.

Наконец, в XVI в., явились с запада новые завоеватели — османские турки, и с 1514 г. судьбы Курдистана были связаны с Турцией.
Покоритель Курдистана Султан Селим поручил его устройство своему приближенному, историку Хаким-Идрису, родом битлисскому курду1). Предполагали, что Идрис, из политический целей, содействовал продвижению курдов в населенные армянами районы, однако, вернее думать, что курды гораздо раньше распространились на север, отчасти естественно, как кочевники, а отчасти, как сторонники господствующего Ислама, теснившего христианство. Известно, например, что предки знаменитого Саладина, бывшие из племени Равенд, еще в X веке кочевали около Двина (в пределах Эриванской губ.2)
В курдской летописи говорится, что племя Рожеки отняло Битлис и Хазо у некоего грузинского князя Давида. Там же излагается предание, по которому водворение курдской династии в Битлисе относится к 837 г. Быть может, дату эту надо несколько увеличить, но возможно, что указанное событие произошло не позже X — XI веков3).
Нет сомнения, что курды постепенно захватывали части армянского царства, окончившегося в XI в., и что во многих местах они сидят не на исконной своей территории. Однако, следует иметь в виду, что вопрос этот отнюдь не новый, а имеющий подчас многовековую давность, чем и объясняется превращение древней Армении в этнографическую Курдо-Армению наших дней. К концу XVI в. относится знаменитая курдская летопись Шереф-наме, которая запечатлела пеструю картину курдских княжеств, оставленных Султаном Селимом на вассальном положении. Левый берег Западного Евфрата и почти все течение Восточного Евфрата (Мурад-Су) были заняты курдскими владетельными князьками, возводившими свои роды ко времени после распространения Ислама. Едва ли не самым крупным княжеством был Битлис, князем которого был и сам автор летописи Шерефеддин Хан, описывающий в подробности все достопримечательности своего удела: его мечети, рынки, ученых людей и т. д. Летопись с чисто курдской родовой гордостью перечисляет длинные генеалогии, рисует войны, переселения племен, их постоянно неопределенное положение в борьбе между Турцией и Персией, продолжающееся до сего дня и т. д.
___________________________________
1) О нем срав. Cheref-nameh, III, 208, 531.
2) Cheref-nameh II (т.е., том I, часть 2), стр. 76.
3) Cheref-nameh (псревод) III, 34, 224, 239. Предание это доныне живет среди курдов (между Мушем и Кабильджосом), см. статью Caйксa. Charmoy (IV, 213) считал, что упоминаемый Давид был сыном Сенехерима из армянской династии Арцруни и взошли на трон в 1027 г. Но, с другой стороны, характерно, что летопись называет грузинского князя, a в качестве такового, как мне сообщают, мог бы подойти под обстановку Давид Куропалать, yмерший в 1001 г. Летопись вполне различает грузин. и армян. Например, в Битлисе, она упоминает древнюю армянскую церковь, превращенную в мечеть.

О вольном существовании курдов так выражается Шереф-наме: «Величайшие султаны и высокие потентаты никогда не посягали на их страну и земли, ограничиваясь получением подарков и довольствуясь видеть их преданность и послушание, насколько это нужно, чтобы пользоваться ими в качестве вспомогательных войск»1). Лишь в XIX в. пришел этому конец. Великий турецкий реформатор Султан Махмуд II решил довершить дело Султана Селима и, так сказать, заново покорить Курдистан, что и было выполнено в 1834 г. Мухаммед Решид Пашою. С этого времени курды стали более или менее турецкими подданными, но и тут последовала реакция, в виде первого курдского движения в 1843-46 годах под начальством Бедр-Хана. Выразилась она, однако, лишь в виде резни и грабежа, но не армян, а несториан, среди которых появились в это время английские миссионеры. Против Бедр-Хана было послано войско; он был разбит и сослан на Крит.
Во время Крымской войны возникло уже настоящее движение, под начальством Езданшера, племянника бывшего соперника Берд-Хана. Когда турецкие войска ушли на север, Езданшер поднял восстание в Хеккяри и Бохтане и в 1855 г. захватил Битлис, Мосул, а затем и все пространство от Вана до Багдада. Турецкие войска были разбиты у Сеэрда, все турецкие чиновники и гарнизоны вырезаны, но любопытно, что против христиан эксцессов не было, а наоборот, несториане и даже греки, проживавшие в Курдистане, встали под знамена повстанцев.
Езданшер несколько раз посылал к русским своих людей, предлагая соединиться с нашими войсками, но взаимные письма не доходили и, прежде чем мы весною 1855 г. возобновили военные действия, Езданшер, сдавшись на обещания английского Консульского агента Нимруда Рассама2), был схвачен и увезен в Константинополь, после чего восстание само собою прекратилось. Между прочим, турецким войскам за подавление его была выдана особая медаль. Сам Езданшер сделался народным героем и, напр., в сборнике курдской словесности Социна имеются воспевающие его песни.
___________________________________
1) Cheref-nameh, II, 34.
2) Местного уроженца, известного своими замечательными раскопками в Ассирии. См. Тураев, Истрия Древ. Востока, 1913, I,37.

Не успела кончиться война 1877-1878 годов, расшатавшая турецкий престиж, как опять восстали курды Хеккяри, Бехдинана1) и Бохтана. Во главе их встали представители все того же семейства, а именно сыновья Бедр-Хана, — из которых один был полковником турецкого Генерального Штаба. Целью своей они выставляли возвращение прежней независимости. Сперва опять был разбит турецкий отряд из Сеэрда, но затем главари были захвачены и восстание замерло.
Несколько особый характер имеет движение 1880 г. Поднял его весьма чтимый в Курдистане представитель духовной власти Шейх Обейдулла, который во время войны 1878 г. оказывал туркам деятельное содействие. Целью вновь была поставлена независимость курдов, но осуществление ее должно было начаться на персидской территории. Большие силы курдов вторглись в заурмийский край, осадили Урмию, обошли Урмийское озеро с восточной стороны, взяли Бинаб и направлялись на Тавриз, где поднялось настоящее смятение: на улицах были построены особые ворота2), Консульство наше приготовилось вывозить архив. Однако, на освобождение Урмии двинулись макинцы, на нашей границе был сосредоточен особый Нахичеванский отряд под командою ген. Алхазова, персы оказали сопротивление под Марагой, и курды были, наконец, отбиты обратно. Идейное в начале движение выродилось в простой грабеж, и мне приходилось слышать на местах, что в конце концов курды возвратились вспять сами, не имея больше перевозочных средств для новых грабежей. Г. Аракелян, ездивший в то время в Азербайджан в качестве специального корреспондента газеты «Голос», отметил недавно3), что армяне от нашествия Обейдуллы не пострадали; однако, шиитов персов погибло и было ограблено громадное число. Персия громко протестовала. Шейх Обейдулла был отправлен в Константинополь, бежал вновь через Кавказ в Азербайджан, вновь был схвачен и сослан в Мекку, откуда после турецкой революции возвратился лишь его младший сын Шейх Абдуль-Кадыр, в настоящее время состоящий турецким сенатором4).
___________________________________
1) Иначе:Амадия.
2) Т.е.своего рода баррикады.
3) Изв.Кав.Отд.И.Р.Г.О., XVII, 1904, «Курды в Персии»; в общем крайне поверхностная заметка.
4) Много интересных исторических материалов о новой истории курдов собрано русскими военными писателями: Карцевым и, в особенности, П.И. Аверьяновым («курды в войнах России….в течение XIX столетия»). У них я и заимствовал большую часть фактов, дополненных моими личными сведениями. О восстании Обейдуллы имеется работа полк. Карцева и английская Синая Книга: Correspon.

Из новейшей курдской истории следует отметить печальные 90-е годы прошлого столетия, когда курды были избраны турками в качестве грубого орудия для противодействия армянскому национальному движению, возникшему около того же времени. В ответ на террористические акты некоторых революционеров начались ужасные погромы, в которых приняли ближайшее участие курды, тесные соседи армян, жившие с ними до тех пор в сносных отношениях, как это и теперь имеет место во многих патриархальных углах1). Замечательное выражение взглядов на практическую политику приписывается Шейху Обейдулле. Когда его сподвижники предлагали ему устроить христианскую резню, он, будто бы, ответил: «Мы, курды, нужны туркам лишь для противовеса христианам; не будет христиан, — и турки обратят свои преследования против нас».
Около 1891 г. известный Шакир-Паша, впоследствии ставший Верховным Комиссаром по введению реформ в Анатолийских вилаетах, возымел мысль создать курдские иррегулярные полки наподобие казаков.
Шакир-Паша преследовал цель постепенно втянуть курдов, не отбывавших до тех пор воинской повинности, в известное общение с турками, поставить их в рамки дисциплины и порядка. В 1892 г., действительно, в Константинополе и Багдаде были основаны особые «аширетные школы», имевшие целью внедрять в кочевников арабов и курдов начала привязанности к Турции. Школы эти просуществовали, однако, недолго. Осуществление самой реформы, задуманной Шакир-Пашой, было поручено Зеки-Паше, в руках которого оттенился, впрочем, чисто военный план — скоро и без особых расходов создать новые вооруженные силы. Насколько такая организация так наз. «хамидийских полков» была успешна с военной точки зрения, судить не нам2). Сами турки, в конце концов, пришли к сознанию необходимости превратить иррегулярных хамидийцев в регулярную легкую кавалерию («хафиф-сувари»).
Султан Абдул-Хамид, пользуясь курдами, как и албанцами, для своих целей, снисходительно смотрел на все проявления их непокорности гражданскому порядку, но после конституции положение курдов в этом отношении значительно ухудшилось. Как известно, младотурецкое движение скоро превратилось в довольно грубый турецкий шовинизм, который под видом создания общего «османского отечества» проводил лишь отуречение. Было обращено внимание на ослабление власти родовых наследственных начальников; параллельно им, а затем прямо и на место их появились комитетские чиновники, не знавшие местных языков и условий и не имевшие административной опытности, но зато умевшие устраивать национальные праздники с трескучими речами, «добровольные» сборы на флот и т. д. Все это не могло нравиться курдам.
___________________________________
1) Официальные лица не раз свидететельствовали, напр., о заслугах в этом отношении курда Муртулла-Аги, управителя Ванской волости Мюкюс и т.д.
2) О «Хамадие» имеется значительная военная литература. См. напр., Ф.Ф. Грязнов – Курды и курдская конница, в Изв. Шт. Кав. Воен.Окр.,1907,20.

Очерк истории будет неполон, если не упомянуть имен, которыми образованные курды всегда гордятся. Первый знаменитый курд был Салах-уд-дин, более известный всему миру, как Саладин, основатель династии эюбидов, просуществовавшей в Египте, Сирии и Месопотамии с 1169 г. до конца XIII века, покоритель христианского иерусалимского царства, успешный соперник Ричарда I английского и Филиппа Августа французского.
В Персии с 1750 до 1779 г. царствовала династия, основанная курдом Керим-ханом Зенд, личное правление которого отличалось замечательной гуманностью.
Но эти две исторические личности действовали в сущности вне пределов своей народности1). Что касается до чисто местных независимых династий, то к таковым причисляются: 1) упомянутые выше Мерваниды — в Диарбекире (990-1096) и 2) Хосневейхиды в юго-восточном Курдистане (959-1015 в Дейневере и Шехризуре). О более мелких зависимых князьях я уже говорил: Арделян, Сулеймание Бехдинан, Ревандуз, Хеккяри, Шемдинан, Бохтан, Баязид2) и т. д., дожили отчасти до наших времен. В сущности многие из современных начальников-аширетов занимают фактически такое же положение. Еще в начале нынешнего столетия на юге от Диарбекира (в Шехревиране) предводитель племени милли Ибрахим-паша был в лучшем случае турецким «вассалом». Он подчинил себе даже некоторые арабские племена, взимал подати («хува») и был хозяином положения.
Таковы внешние исторические данные, касающиеся Курдистана и курдов. Их разрозненность и отсутствие единства объясняются в значительной мере географическими условиями. Долины, разъединенные труднопроходимыми цепями гор и бурными потоками, выработали раздробленность политической жизни и феодализм быта. Но тем сильнее чувства свободы и независимости, проникающие все существо курдов и находящие некоторое отражение в истории курдских движений. Нельзя упускать из вида и общего курдского влияния на раннюю культуру занимаемых ими мест. Статья академика Марра, на которую мы ссылались, носит знаменательный подзаголовок: «К вопросу о культурном значении курдской народности3) в истории Передней Азии», и несомненно, что курдской среде принадлежит, например, особое развитие некоторых религиозных идей, проникавших и в христианские, и в мусульманские секты4). Равным образом курдский язык до сих пор обнаруживает большое влияние на окружающие народности: если даже приписать курдскому гнету тот факт, что в некоторых местах Битлисского вилайета армяне, забыв свой язык, говорят лишь по курдски5), то как объяснить, что у горных айсоров «существует общий обычай петь курдские песни и рассказывать курдские сказки»?6)
___________________________________
1) Сюда надо отнести и курдов Шеддадидов X-XII века, которые правили в южном Закавказье. Ими возведены были две мечети в Ани. Н.Я. Марр, цит. Сочин., 123. См. Л. Пуль, Мусульманские династии, добав. В.В. Бартольда, 295.
2) Заняв в 1828 г. Баязид, мы вывезли в Тифлис Бахлюль-Пашу, последнего курдского владетельного князья. Впоследствии он был восстановлен турками и внов в 1855 г. пленен нами.
3) «Замолчанная историей народность»
4) Напр. почитание падшего духа, который никогда не будет восстановлен в своем достоинстве. Ср. ниже о езиди.
5) Факты засвидетельствован Маевским, Belck'ом и т.д.
6) Лалаян, Айсоры Ванского вилайета, Зап. Кав. Отд. И.Р.Г.О. XVIII, вып.4, 1914.