?

Log in

No account? Create an account
 
 
27 March 2013 @ 03:26 pm
Гамбит Оджалана  
Лидер Рабочей партии Курдистана Абдулла Оджалан, заключенный на острове Имрали с 1999 года, призвал одно из крупнейших национальных движений мира, лидером которого он является, к решению всех проблем с Турцией демократическим путем. В Диярбакыре, столице турецкого Курдистана, где на большом экране демонстрировалось обращение Оджалана, собрались десятки тысяч курдов из Сирии, Ирана, Ирака и стран Европы. Исторический призыв Оджалана был встречен с большим воодушевлением.

Обращение, прозвучавшее в ходе празднования Навруза, стало результатом долгого переговорного процесса с турецкими властями. Настанет ли теперь эпоха мира в турецком Курдистане, и какие уроки из этого можно извлечь на постсоветском пространстве?

Мир ценой трансформации государства

30-летний конфликт в турецком Курдистане унес жизни более 40 тысяч человек. Ранее несколько попыток объявить перемирие закончились провалом.

Ситуация начала меняться с приходом к власти в Турции Партии справедливости и развития во главе с Реджепом Эрдоганом. Если правившие долгие годы страной кемалисты были непреклонны в курдском вопросе, отрицая идею диалога и требования курдов в принципе, то «умеренные исламисты» с их неосманским курсом или, как они сами себя называют, консервативные демократы всегда иначе смотрели на проблему.

Кемалисты, руководствующиеся идеей «одна нация, один язык, одна культура», выдвинутой еще в 30-е годы, отрицают курдскую самобытность, называя их «горными турками». В соответствии с такой политикой в Турции долгие годы были запрещены курдский язык и культура в публичном пространстве, прежде всего, в сфере образования. Это и привело к многолетней партизанской войне.

Партии справедливости и развития национал-секуляристский радикализм кемалистов не присущ. Партия считает, что турки и курды, два мусульманских народа, могут вполне сосуществовать в рамках одного государства, и ничего не будет страшного, если удовлетворить справедливое требование последних на национально-культурную автономию, признать их право на этническую идентичность, традиции и язык. Таким образом, чтобы прийти к миру в Турции потребовалось трансформировать политический режим.

Но есть и прагматический момент. Эрдоган вынужден сесть за стол переговоров с РПК для прекращения насилия, так как уже в следующем году ему предстоит участвовать в президентских выборах, и он должен иметь на руках какие-то козыри. Даже временное решение курдского вопроса может поднять рейтинг премьера до небес, поскольку от войны устали все.

Правительство Эрдогана уже пошло навстречу курдам, которые составляют порядка 20% от 75-миллионного населения Турции. За последние десять лет были серьезно расширены их культурные и языковые права, но курдские депутаты, которые сейчас заседают в парламенте, требуют еще более глубоких изменений вплоть до введения территориальной автономии. Лозунг полной независимости РПК сняла.

Призыв Апо

Сам Апо (Дядя), как называют курды Оджалана, в своих книгах, написанных за решеткой, отказался от идеи не только независимости, но даже территориальной автономии. Сегодня он проповедует причудливую смесь национализма, марксизма и анархизма. Правда, несмотря на отрицательное отношение к государству как таковому, он считает для курдов важным сегодня быть лояльными гражданами единой Турции, если их национально-культурные особенности будут защищены.

По мнению экспертов, призыв Оджалана беспрецедентен, ведь еще несколько лет назад никто не мог представить, что правительство Турции когда-либо сядет за стол переговоров с организацией, которую признали террористической в Турции, Европе и за океаном. Успех диалога был обеспечен тем, что его через доверенных лиц вели две ключевые фигуры – Эрдоган и Оджалан.

Достигнута договоренность, что весной, переждав холода, вооруженные группировки РПК отступят на территорию северного Ирака.

Призыв лидера сложить оружие должен положить конец бесконечной череде терактов, которые сотрясают Турцию уже три десятилетия и тормозят процесс решения курдского вопроса демократическим путем. Надежды правительства на то, что боевые формирования повинуются приказу Оджалана, подкрепляются тем фактом, что его ноябрьский призыв окончить 68-дневную голодовку курдских заключенных был услышан протестующими.

«Мы достигли того момента, когда винтовки должны замолчать, а идеи и политика обрести голос. Начинается новый этап нашей борьбы, – говорилось в обращении курдского лидера. – Однако это не конец, а только начало».

На фоне изменения позиции Оджалана, правительство Турции не опровергало сообщений о том, что Апо могут перевести из тюрьмы под домашний арест. Он приговорен к смертной казни, впоследствии замененной пожизненным заключением, за государственную измену.

«Перестанет литься кровь турецкого и курдского народов. Складывайте оружие и покидайте пределы страны. Мы совершаем переход от вооруженной борьбы к борьбе демократической»,- объявил глава курдских сепаратистов под аплодисменты толпы, собравшейся в Диярбакыре.

Уроки на постсоветском пространстве

Если в Турции в первое десятилетие XXI века отошли от перегибов кемализма, доставшихся стране еще от эпохи Второй Мировой, когда весь мир был болен радикальным национализмом и крайним, – вплоть до воинствующего безбожия, – секуляризмом, то в некоторых государствах, возникших на постсоветском пространстве, совсем наоборот. Там продолжают говорить о близости к Турции и необходимости брать с нее пример, но упорно игнорируют модернизацию турецкой политики с ее серьезными успехами.

Складывается впечатление, что в Баку, Ташкенте, Душанбе и так далее заимствуют лишь те примеры у Турции, которые кажутся сиюминутно выгодными, но абсолютно бесперспективны уже в недалеком будущем. Речь не только о дискриминации меньшинств, но и о превратно понятом секуляризме, чем грешат элиты бывшего СССР.

Абдулла Ринат Мухаметов, кандидат политических наук, журналист
http://wordyou.ru/kolonki/gambit-odzhalana.html